И реализации продукции

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ В ДРУГИХ ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Конспект лекций для студентов ЗФО специальности

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит в АПК»

БГЭУ, 2011 г.

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК

Анализ производства и реализации продукции

Анализ динамики и выполнения плана по производству

и реализации продукции

Объем производства и реализации продукции –– взаимозависимые показатели. В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину операционных затрат, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение. Его основные задачи:

оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно–натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Обобщающие показатели объема производства продукции получают обычно с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно–натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок (туб), на ремонтных предприятиях –– количество условных ремонтов, в обувной промышленности –– условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты ( в нормо–часах или нормированной зарплате) используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно–натуральные измерители.



Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Он может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой на нее спрос на рынке, зависит и объем ее производства.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Динамика производства и реализации продукции

(в сопоставимых ценах)

Год Объем производства продукции, тыс.руб. Темпы роста, % Объем реализа–ции, тыс.руб. Темпы роста, %
базис–ные цепные базис–ные цепные
1–й 90 000
2–й 92 400 102,7 1О2,7 103,4 103,4
3–й 95 800 106,4 103,6 105,4 101,8
4–й 94 100 104,5 98,2 104,4 99,2
5–й 100 800 112,0 107,1 107,9 103,0

Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12 %, а объем реализации –– на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

Твп = n\/ Т1 * Т2 * Т3 * Т4 * Т5 = 4\/1,0*1,027*1,036*0,982* 1,071 =

=4\/ 1,12 = 1,0287 = 102,87 %, Тпр = 102,87 – 100 = 2,87 %.




Трп = 4\/1,079 = 1,0192, Тпр = 101,92 – 100 = 1,92 %.

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%, а реализации продукции –– 1,92%.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 1.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации – только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл.1.3).

Таблица 1.2. Анализ выполнения плана по выпуску и реализации


6360365546355377.html
6360426234613336.html
    PR.RU™