Устройства ввода и вывода информации

Для ввода информации в компьютер в настоящее время используются следующие устройства (input device):

· клавиатура (keyboard);

· мышь (mouse);

· трекбол (trackball);

· джойстик (joystick);

· сенсорная панель (touchpad);

· световое перо (lightpen);

· дигитайзер (digitizer);

· микрофон (microphone);

· сканер(scanner);

· цифровая камера(digital camera);

· внешний датчик (external sensor).

Основными устройствами ввода информации для большинства компьютеров являются клавиатура и мышь. Эти устройства универсальны и, в принципе, могут функционировать отдельно, независимо одно от другого, но наибольший эффект достигается, когда на компьютере установлены оба устройства, так как они функционально дополняют друг друга.

Наиболее широко применяются механические и пленочные (мембранные) клавиатуры. Для подключения клавиатуры, как правило, используется кабель длиной около 1 м. В тех случаях, когда нужно увеличить расстояние от клавиатуры до монитора компьютера (при большом размере экрана), используются беспроводные клавиатуры с инфракрасными или радиопередатчиками сигнала. Современные клавиатуры (рис. 43) выпускаются в металлических и пластмассовых корпусах, различных цветов и форм, включая клавиатуры с разделяющимися панелями. Основным качеством, которым должна обладать клавиатура с функциональной точки зрения, является ее механика, которая должна соответствовать индивидуальным требованиям, обеспечивающим комфортную работу учащегося: раскладка (расположение) букв русского алфавита; форма отдельных клавиш (например, «Г»-образная форма клавиши «Enter», большая клавиша «пробел» и т.п.); контрастное начертание букв русского и латинского алфавита; наличие подставки под кисти рук и т.д.

Схематичное изображение клавиатуры персонального компьютера и назначение основных клавиш приведены на рис. 13.

Хотя клавиатура и является одним из основных устройств ввода информации в компьютер, однако это не самое удобное устройство. Например, неудобно использовать клавиатуру для ввода графической информации (для рисования). Большая, постоянная нагрузка на мышцы рук, выполнение быстрых, однообразных усилий при работе с клавиатурой особенно опасны для здоровья учащегося, так как могут привести к болезням кистей и пальцев рук, связанным с растяжением сухожилий, например, к тендовагиниту, RSI (repetitive strain injury) – болезням, хорошо известным секретарям-машинисткам.

Наряду с клавиатурой важнейшим устройством ввода информации в компьютер является мышь (рис. 14). Современный компьютер в обязательном порядке комплектуется этим манипулятором, изобретенным более 30 лет назад. Движение мыши в горизонтальной плоскости преобразуется в движение курсора по вертикальному экрану. Когда курсор наведен на нужный символ экрана, на мыши нажимают кнопку, и компьютер выполняет требуемую операцию.



Старые модели устройства были оснащены тремя исполнительными кнопками, на современных кнопок осталось две, но появилось колесо прокрутки (scroll). Это колесо является удобным инструментом при пролистывании объемных документов и стандартно поддерживается многими программами.

Рис. 13. Клавиатура персонального компьютера и назначение основных клавиш

современных кнопок осталось две, но появилось колесо прокрутки (scroll). Это колесо является удобным инструментом при пролистывании объемных документов и стандартно поддерживается многими программами.

Левая кнопка мыши – командная кнопка. Один щелчок (нажатие) левой кнопкой мыши выполняется для выделения графических объектов, программных ярлыков, файлов, каталогов, а также для выполнения действий, сопоставленных с кнопками или пиктограммами на экране. Двойной щелчок левой кнопкой мыши, как правило, приводит к запуску (выполнению) выделенной программы.

Правая кнопка мыши – кнопка вызова дополнительного меню. Щелчок правой кнопкой мыши, как правило, приводит к появлению на экране дополнительного меню. Набор команд в этом меню зависит от того, где находился (на что указывал) курсор при нажатии правой кнопки мыши.

Средняя кнопка мыши (если она есть) выполняет специфические функции в некоторых программных продуктах (например, может обеспечивать скроллинг экрана в текстовом редакторе).

В отличие от обычных механических устройств выпускаются также оптические мыши. В подошву таких устройств вмонтирован светочувствительный CMOS-сенсор. Он сканирует рабочую поверхность 1500 раз в секунду и по изменению картинки определяет направление движения мыши. Преимущества оптических мышей – бóльшая, по сравнению с механическими устройствами, надежность, точность позиционирования курсора на экране монитора и увеличение срока службы.

У инфракрасной мыши отсутствует кабель, связующий мышь с компьютером. Движение мыши регистрируется при помощи стандартной механики, преобразуется в инфракрасный сигнал, который затем передается приемнику. Инфракрасная мышь тяжелее оптико-механической, так как внутри нее размещается источник питания – аккумулятор или батарейка. Преимущество работы с инфракрасной мышью очевидно – свободное передвижение устройства. К недостаткам работы с такой мышью можно отнести наличие обязательного визуального контакта между передатчиком и приемником инфракрасного сигнала, большой вес и вредное воздействие на организм учащегося инфракрасного излучения.



Трекбол иногда называют стационарной мышью. Управление курсором с помощью трекбола осуществляется вращением шарика, расположенного в верхней части устройства, корпус которого в процессе работы остается неподвижным. Шарик трекбола больше по размеру, чем шарик мыши, за счет чего достигается более точное, чем при работе с мышью, позиционирование курсора на экране. Трекболу требуется меньше места на столе, не нужен коврик, надежность этого устройства выше надежности мыши за счет меньшего количества механических частей. Современные трекболы часто имеют форму мыши (рис. 15) и оснащены управляющими кнопками и колесом скроллинга. Некоторые типы клавиатур иногда также оснащаются трекболом, чаще клавиатуры переносных компьютеров, ноутбуков.

Трекбол применяется для работы с программами, в которых требуется точное позиционирование и плавность перемещения курсора – при работе с программами профессиональной графики, с системами автоматизированного проектирования и т.п.

К недостаткам этого устройства ввода информации следует отнести относительно высокую стоимость, большее по сравнению с мышью время на приобретение практических навыков работы, сложность в управлении и быстрое наступление утомляемости при работе с устройством у детей из-за постоянного напряжения кисти руки во время работы и большей процедурности операций по управлению компьютером.

Джойстики (рис. 16), геймпады и рули относятся к игровым манипуляторам. Джойстик – это устройство, конструктивно выполненное в виде рукоятки с кнопками, закрепленной при помощи шарнира на стационарной подставке. Изменение положения рукоятки фиксируется с помощью сенсоров, которые генерируют соответствующие управляющие сигналы. Чаще всего джойстик подключается к специальному игровому порту на звуковой плате компьютера.

Сенсорную панель (рис. 17) можно отнести к «пальцевым» устройствам ввода информации. Прикосновение пальцем к рабочей поверхности панели и передвижение пальца по ней приводят к перемещению курсора на экране монитора.

Сенсорные панели используются в ноутбуках. Модификация сенсорной панели – touch writer позволяет вводить в компьютер символы алфавита. Еще одну модификацию сенсорной панели – монитор с интерактивным экраном (touch screen) в последнее время часто используют в качестве информационно-справочного устройства на станциях метро, на вокзалах и в аэропортах, в библиотеках и супермаркетах. Работать с таким устройством очень просто: нажатие на участок монитора с изображением нужной кнопки приводит к отображению соответствующей информации. Фактически монитор из устройства вывода превращается в устройство ввода-вывода информации.

К достоинству сенсорной панели следует отнести простоту в управлении, что значительно уменьшает время на обучение работе с ней. Недостатком панели является неудобство работы в графических редакторах. На сегодняшний день процент оснащения компьютеров данным устройством ввода информации незначителен, а в компьютерах, используемых в сфере образования, его просто нет.

По форме световое перо (см. рис. 18) напоминает ручку, на конце которой расположен фотоэлемент, фиксирующий световой сигнал в точке прикосновения пера к поверхности экрана монитора.

Дигитайзер (рис. 19) предназначен для ввода в компьютер графических изображений и используется при работе с программами профессиональной графики и САПР. Это устройство ввода информации состоит из планшета и указателя. Принцип действия дигитайзера основан на фиксации координат курсора на поверхности планшета при помощи встроенной сетки, состоящей из проволочных или печатных проводников. Устройство позволяет преобразовать передвижение указателя по планшету в формат векторной графики. В отличие от мыши дигитайзер точно определяет абсолютные координаты указателя на планшете и переводит их в координаты точки на экране монитора.

Микрофон (рис. 20) предназначен для преобразования звуковых волн в электрические сигналы. В настоящее время существуют микрофоны ленточного, динамического и конденсаторного типов. Для работы с компьютером в большинстве своем применяются монофонические микрофоны конденсаторного типа, подключаемые к звуковой плате компьютера.

Микрофоны широко используются в составе мультимедийных гарнитур (рис. 21).

Мультимедийные гарнитуры используются для проведения видеоконференций, в интернет-телефонии, при интерактивном обучении.

Сканер (рис. 53) предназначен для ввода в компьютер текстовой и графической информации. Сканеры характеризуются разрешающей способностью, количеством воспринимаемых оттенков, возможностью ввода цветных изображений, быстродействием, размером обрабатываемых изображений, стоимостью.

Аналогично копировальному устройству сканер освещает оригинал, а светочувствительный датчик сканера с определенной частотой производит замеры интенсивности отраженного оригиналом света. Разрешающая способность сканера прямо пропорциональна частоте замеров. В процессе сканирования устройство выполняет преобразование величины интенсивности светового потока в двоичный код, который передается в компьютер для дальнейшей обработки.

По конструктивному исполнению сканеры бывают настольными и портативными (ручными).

К настольным сканерам можно отнести планшетные, барабанные, сканеры микроформ и сканеры трехмерных объектов. Планшетный сканер представляет собой высококачественное устройство, обеспечивающее сканирование плоских изображений с высоким разрешением. Барабанный сканер работает со сгибаемыми, отражающими и прозрачными объектами. Сканер микроформ предназначен для считывания изображения с микрофиш и микрофильмов. Сканер трехмерных объектов обеспечивает считывание цифровых контурных изображений трехмерных объектов.


В отдельную группу нужно выделить сканеры штрихового кода (рис. 23).

Сканеры штрихового кода бывают ручными и стационарными. По принципу работы их можно разделить на сканеры типа «световое перо», CCD-сканеры, лазерные, многоплоскостные, сканеры двухмерных штриховых кодов и т.д.

Идентификация объектов путем сканирования штрихового кода с помощью таких устройств позволяет собирать данные об объектах быстро, легко, с минимальным количеством ошибок считывания информации и процедур ввода данных в компьютер. Например, для ввода в компьютер информации с помощью CCD-сканера достаточно указать сканером на штриховой код и нажать кнопку включения.

Сканеры штрихового кода давно и успешно используются, например, в промышленности и торговле. В последнее время предпринимаются попытки использовать сканеры штрихового кода в сфере образования, например, в системах автоматизированной обработки экзаменационных документов и результатов ЕГЭ.

Цифровая камера


К данным устройствам ввода информации можно отнести цифровые фотокамеры (рис. 24), цифровые видеокамеры (рис. 25) и web-камеры (рис. 26).

Устройства применяются в системах компьютерного зрения, в системах распознавания образов, для съемки и последующей компьютерной обработки статических и видеоизображений. Цифровые фотокамеры и видеокамеры в отличие от традиционных фотоаппаратов и видеокамер сохраняют изображение не на пленке, а на машиночитаемом носителе, например на флэш-карте, не требуют оцифровки изображений.

Монитор

Основным устройством вывода информации в ПК является монитор. Поскольку работа на персональном компьютере предполагает постоянное «общение» с монитором, важно уметь правильно оценить и выбрать монитор, а также правильно расположить рабочее место пользователя. Характеристики мониторов условно можно разделить на две группы: технические и эргономические, однако их влияние друг на друга очевидно. К техническим характеристикам относятся:

- размер пискела (элемента изображения на экране);

- количество отображаемых цветов;

- размер экрана;

- разрешающая способность;

- кадровая частота;

- кривизна экрана;

- принцип формирования изображения.

Изображение на экране складывается из отдельных элементов, называемых элементами изображения (picture element), или пикселами (pixel). Размер каждого пиксела определяет качество изображения в целом. Чем меньше пиксел, тем более четким будет изображение на экране монитора. У большинства современных мониторов размер пиксела варьирует в диапазоне 0,2 – 0,27 мм.

По количеству отображаемых цветов мониторы делятся на монохромные (одноцветные), которые обеспечивают вывод изображения на экран только в черно-белом режиме, и цветные. В монохромном мониторе каждый пиксел на экране отображается одной точкой. В цветном мониторе для отображения одного пиксела используются три точки экрана, светящиеся с различной яркостью одним из «базовых» цветов: RGB (Red–красный, Green–зеленый и Blue–синий). Размеры отдельных точек очень малы, а расположены они очень близко друг к другу, поэтому для глаза пользователя сливаются в один пиксел, цвет которого определяется комбинацией оттенков точек базовых цветов. Размером пиксела для цветных мониторов является расстояние между одноцветными точками на экране. Цвет каждой точки кодируется в двоичной системе счисления и записывается в память видеоадаптера. Чем больше места для описания цвета каждого пиксела отводится в памяти, тем больше количество цветов, выводимых на экран монитора (глубина цветности). Современные мониторы способны выводить изображение на экран с использованием сотен миллионов цветов и оттенков. Это параметр является комплексным, т.е. зависит не только от характеристик монитора, но и от характеристик видеоадаптера.

Размер экрана монитора определяется, как и для телевизора, длиной диагонали, которую принято выражать в дюймах (”). Чем больше диагональ монитора, тем качественнее изображение, формируемое на экране монитора, и тем дальше от монитора может располагаться пользователь. Однако с ростом диагонали повышается и цена монитора. Для современных мониторов стандартом является диагональ 17”, выпускаются мониторы с диагональю 19”, 20”, 21”, 29”, 33”, 37” и 38”.

Разрешающая способность монитора определяется количеством пикселов, отображаемых на экране. Количество пикселов описывается комбинацией из двух чисел: одно определяет количество пикселов, выводимых в каждой строке экрана, другое – количество строк на экране в целом. Минимальная разрешающая способность современных мониторов 800´600 пикселов. Чем выше разрешающая способность монитора, тем более качественное изображение видит пользователь на экране. Современные мониторы позволяют выводить изображение с разрешающей способностью 1024´768, 1280´1024 и 1600´1200 пикселов. Этот параметр, так же как и количество отображаемых цветов, является комплексным.

Кадровая частота (или частота кадровой развертки), измеряемая в герцах, определяет, сколько раз в секунду изображение «перерисовывается» на экране. При кадровой частоте 60 Гц и менее глаза пользователя замечают смену одного варианта изображения другим, что приводит к быстрой утомляемости (а при длительной работе и к ухудшению) зрения. Минимальным требованием по частоте кадровой развертки для современных мониторов является 85 Гц. Большинство современных мониторов поддерживают частоту кадровой развертки 100 Гц, а некоторые и 120 Гц. Частота кадровой развертки зависит, как и в предыдущем случае, от возможностей монитора и видеоадаптера.

По принципу формирования изображения мониторы разделяются на электронно-лучевые, жидкокристаллические, светодиодные, плазменные и электролюминесцентные. В настоящее время в образовательных учреждениях используются, в основном, первые два типа мониторов, поэтому рассмотрение принципов работы ограничим электронно-лучевыми и жидкокристаллическими мониторами.

Электронно-лучевые мониторы (рис. 27) построены на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), поэтому иногда их называют ЭЛТ-мониторами. Изображение на экране ЭЛТ-монитора формируется следующим образом. Электронная пушка (для цветного монитора три пушки) излучает поток электронов, которые двигаются от отрицательного электрода (анода) к положительному (катоду), в роли которого выступает экран монитора. На внутреннюю сторону экрана нанесен слой люминофора, вещества, которое начинает светиться при попадании на него пучка электронов. Между анодом и катодом располагается отклоняющая система, направляющая пучок электронов в нужный пиксел экрана. Яркость свечения люминофора зависит от интенсивности пучка электронов, регулируемой схемами управления электронной пушкой. Отклоняющая система обрабатывает (сканирует) каждый пиксел экрана, из отдельных пикселов складывается изображение, видимое пользователем. \

Экраны жидкокристаллических мониторов, иначе называемых LCD-мониторами (LCD – Liquid Crystal Display) или ЖК-мониторами, представляют собой матрицу из отдельных жидкокристаллических ячеек. Под действием электрического поля ячейки меняют оптическую поляризацию, иными словами становятся прозрачными, и пользователь видит на экране подложку, расположенную за ячейкой. Каждый пиксел экрана формируется с помощью трех ячеек, «открывающих» подложки базовых цветов.

К эргономическим характеристикам, определяющим удобство и безопасность мониторов при работе пользователя с ПК, относятся:

- наличие плоского экрана. Обеспечивается отсутствие искажений изображения, с которым работает пользователь;

- уровень потенциала статического электричества. Чем этот уровень ниже, тем меньше вред, наносимый здоровью пользователя;

- электромагнитное излучение. Наличие ионизирующего электромагнитного излучения оказывает отрицательное воздействие на здоровье пользователей. Распространено ошибочное мнение, что излучение максимального уровеня направлено в сторону пользователя, сидящего перед экраном монитора. Следует иметь в виду, что уровень излучения с тыльной и боковых сторон гораздо выше. При неправильном расположении нескольких мониторов в помещении максимальный вред пользователю наносит не собственный монитор, а мониторы соседей;

- допустимый угол обзора – сумма углов максимального отклонения (в горизонтальном или вертикальном направлении) от перпендикуляра к плоскости экрана монитора, при котором не искажается видимое на экране изображение. У ЭЛТ-мониторов угол обзора практически равен 180°, у большинства ЖК-мониторов – от 40° до 120°.

«Законодателем мод» в разработке стандартов безопасности устройств ПК является Шведская конфедерация профессиональных служащих. Действующий в настоящее время стандарт ТСО’03 разработан в 2003 г. Этот стандарт помимо требований к эргономическим характеристикам определяет требования по энергосбережению и пожарной безопасности всех основных устройств ПК, и в первую очередь мониторов.

Проектор

Проектор предназначен для проецирования изображения монитора на плоскую (желательно матовую белую) поверхность. Удобство применения проекторов очевидно. Они позволяют передавать на экран многократно увеличенное изображение с минимальными потерями качества, что важно при демонстрации презентационного (учебного) материала для большой аудитории. Современные проекторы (рис. 29) комплектуются пультом дистанционного управления, имеющим функции лазерной указки, устройства управления курсором и управления презентацией. По принципу формирования изображения проекторы подразделяются на LCD-проекторы и DLP-проекторы (DLP – Digital Light Processing). Основу LCD-проектора составляет прозрачная ЖК-матрица, наподобие используемой в ЖК-мониторах. В DLP-проекторе изображение формируется с помощью большого количества поворотных микрозеркал (по 3 на каждый пиксел), которые проецируют на экран свет, излучаемый внутренними источниками трех базовых цветов. Яркость и цвет точки на экране зависит от частоты поворота микрозеркал проектора.

Принтер

Печатающие устройства или принтеры (от англ. printer) предназначены для вывода алфавитно-цифровой (текстовой) и графической информации на бумагу или подобный ей носитель.

За довольно короткий срок принтер из простого печатающего устройства, которое тридцать лет назад примитивно стучало через красящую ленту молоточками по бумаге, выводя из огромной ЭВМ столбцы цифр вперемежку с малопонятными словами, превратился в многофункциональный инструмент для документирования текстовой и графической информации как в черно-белом, так и цветном виде.

Наиболее широко в последнее время применяются струйные и лазерные принтеры.

Струйные принтеры (рис. 30) имеют небольшие габаритные размеры, массу и цену. Качество печати – достаточно высокое.

Принцип действия струйного принтера основан на том, что жидкая краска непрерывной и очень тонкой струйкой, фактически мелкими капельками, выдавливается из емкости на бумагу. Летящие капли отклоняются электрическим полем, которое управляется процессором. Нетрудно сделать несколько емкостей с красками разных цветов и тем самым обеспечить многоцветное изображение. Получается устройство небольших размеров и достаточно простое. Бумага может применяться разная, но не всякая. К недостаткам стоит отнести затраты времени, необходимые для высыхания краски, и невысокую скорость печати. Из-за того что краска засыхает, принтер требует периодического технического обслуживания.

Цена картриджей для струйных принтеров довольно высока, а ресурс картриджа мал – примерно 400 – 800 копий. Именно это делает невыгодным использование струйного принтера в качестве сетевого печатающего устройства: слишком высокой оказывается стоимость эксплуатации. Струйный принтер на предприятии оправдывает себя лишь в том случае, когда он подключен к локальной машине и используется для печати небольшого количества внутренней документации и бизнес-графики, например иллюстраций к отчету для руководства или диаграмм для доклада. Себестоимость печати страницы в цвете на струйном принтере меньше себестоимости цветной копии, сделанной на лазерном принтере. Только надо помнить, что практически все марки цветных чернил боятся влаги, а значит, отпечаток может быть легко смазан.

Лазерные принтеры имеют небольшие габаритные размеры и отличаются высокой производительностью. Качество печати высокое.

Лазерные принтеры – наиболее сложные и дорогие из малогабаритных печатающих устройств. Принцип их действия основан на известном свойстве – «прилипании» измельченной полимерной краски к статически заряженной полупроводниковой поверхности. В лазерном принтере поверхность цилиндра из полупроводникового материала равномерно по площади заряжается от высоковольтного источника. Затем меняющимся по интенсивности тонким лазерным лучом в нужных местах поверхность разряжается. С помощью специального валика – электромагнитной щетки – пылевидная краска наносится на цилиндр. В тех местах, где заряд остается (луч лазера его не коснулся), пылинки прилипают и вращением цилиндра переносятся на бумагу. Другим электрическим полем, действующим с обратной стороны бумаги, частицы краски перетягиваются на неё. Далее под воздействием мощной лампы краска плавится и впитывается в бумагу. Оставшиеся на цилиндре заряды и краска снимаются разряжающими лампами и скребком.

Луч лазера, формирующий изображение, «бегает» вдоль цилиндра, отражаясь от многогранного зеркала. Цилиндр и зеркало вращаются равномерно, а яркость луча меняется под управлением процессора. Точнее, вспышки луча повторяют распределение бит в специально выделенной памяти, в которой процессором с помощью программ печати нулями и единичками формируется изображение. Размер этой памяти должен быть достаточным для построения полной страницы со всеми деталями. Процесс печати в лазерных принтерах имеет особенность: начатую страницу необходимо допечатать до конца без остановок, в противном случае на ней неизбежно появятся крупные дефекты.

Мультимедиа

Компьютер вообще и персональный компьютер в частности является универсальным средством обработки информации. Информация может быть представлена в различных видах, и далеко не всегда текст или колонка цифр позволяют быстро вникнуть в суть вопроса. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что иной раз важнее «один раз услышать, чем сто раз прочесть». Необходимость воспроизведения компьютером звуков не только статического, но и динамического изображения назревала давно, однако сравнительно недавно возможности компьютеров достигли требуемого уровня. Тогда появился термин «мультимедиа». Под мультимедиа будем понимать совокупность компьютерных информационных технологий, позволяющих объединять текст, звук, графические изображения и анимацию.

В состав оборудования для мультимедийного компьютера помимо «стандартных» устройств, таких как НГМД, НЖМД, монитор, клавиатура, мышь, параллельный и последовательный порты ввода-вывода, обязательно должны входить следующие устройства:

- устройство чтения CD-дисков;

- аудиокарта;

- MIDI-порт ввода-вывода;

- порт для джойстика;

- наушники или громкоговорители (акустическая система).

Все устройства, перечисленные в этом списке, за исключением акустической системы, рассматриваются в различных главах этого пособия, поэтому акустической системе уделим более пристальное внимание.

Современные высококачественные акустические системы включают несколько типов излучателей звука:

- высокочастотные излучатели (твитеры). Предназначены для воспроизведения звука в самом верхнем диапазоне частот (3000 – 20000 Гц). Мембрана такого динамика изготавливается из жестких материалов (керамика, алюминий, титановый сплав и т.п.), характер излучения имеет наиболее узкую направленность;

- среднечастотные излучатели (мидвуферы). Предназначены для воспроизведения звука в среднем диапазоне частот (400 – 5000 Гц). Весь этот диапазон слышим практически каждым человеком, поэтому к качеству таких динамиков предъявляются наиболее жесткие требования;

- низкочастотные излучатели (вуферы и сабвуферы). Предназначены для воспроизведения звука в самом низком диапазоне частот (20 – 500 Гц). Этот класс динамиков отличается внушительными размерами – 8”, 10”, 12” или 15”.

У большинства пользователей нет необходимости обеспечивать для ПК качество звука, близкое к качеству аппаратуры звукозаписывающей студии, и их вполне устраивают стандартные колонки, которые выпускаются в двух вариантах исполнения: активные и пассивные. Активные колонки (рис. 31) предполагают наличие встроенных блока питания и усилителя. Пассивные колонки обеспечивают только уменьшение уровня сигнала, поступающего с аудиокарты.


6363080874875349.html
6363136579622045.html
    PR.RU™