Виды памяти. Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится.

Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится.

Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (обра­зам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам. В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т. д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).

Бихевиористы в соответствии со своей установкой, выключающей изучение сознания, сводят проблему памяти исключительно к проблеме навыка. Изуче­ние навыков стало поэтому их центральной проблемой. Такое сведение, однако, невозможно. Оно проходит мимо того, что является самым специфическим в человеческой памяти.

С другой стороны, А. Бергсон резко разъединил и противопоставил память движений и память представлений как «память тела» и «память духа». Такой разрыв между ними совершенно ложен. От отражает спиритуалистический ду­ализм Бергсона, для которого тело, и в частности мозг, есть аппарат, передающий лишь двигательные импульсы. В действительности же оба вида памяти (движе­ний и представлений) хотя и не тожественны, но тесно связаны между собой.

Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совер­шается запоминание. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоми­нание. В зависимости от способа запоминания в этом плане различаются меха­ническое и смысловое запоминание.

В памяти различают такие основные механизмы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

В зависимости от материала, который запоминается, выделяют образную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную.

По продолжительности удержания материала память подразделяется на кратковременную, долговременную и оперативную.

Образная память проявляется в запоминании образов, представлений конкретных предметов, явлений, их свойств, наглядно данных между ними связей и отношений.

В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются объекты при их запоминании, образная память бывает зрительной, слуховой. Тактильной обонятельной и т.д.

Запоминание бывает непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное запоминание осуществляется без специально поставленной цели запомнить. На непроизвольное запоминание влияют яркость, эмоциональная окрашенность объектов.

Непроизвольному запоминанию способствует так же наличие интереса

Произвольное запоминание отличается от непроизвольного уровнем волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характер, в нем используют специальные способы и приемы запоминания.



Воспроизведение – один из основных процессов памяти. Воспроизведение является активизацией ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга.

Простейшая форма воспроизведения – узнавание. Узнавание представляет собой воспроизведение, которое возникает при повторном восприятии объектов. Узнавание бывает полным и неполным.

При полном узнавании повторно воспринятый предмет сразу отождествляется с ранее известным, полностью восстанавливается время, место и другие детали предыдущего ознакомления с ним.

Неполное узнавание характеризуется неопределенностью, трудностями соотнесения предмета, который воспринимается с тем, что уже имело место в предыдущем опыте.

Сложной формой воспроизведения является воспоминание. Особенность воспоминания состоит в том, что оно происходит без повторного восприятия того, что воссоздается.

Воспоминание может быть произвольным, когда оно обусловлено актуальной потребностью воспроизвести необходимую информацию. Или непроизвольным, когда образ или сведения всплывают в сознании без осознанного намерения. Такое явление называется персеверацией - представление, имеющее навязчивый характер. Появляются образные персеверации после многократного восприятия определенных предметов или явлений когда имеет место сильное эмоциональное влияние на человека.

К непроизвольному воспроизведению принадлежит явление реминисценции, или «всплывание» в сознании того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания. Реминисценция – снятие усталости нервных клеток, которая наступает после выполнения сложной мнемической задачи.

Особенной Фомой произвольного воспроизведения материала является припоминание. потребность в припоминании возникает тогда, когда в нужный момент не удается вспомнить того, что необходимо. В этой ситуации человек проявляет определенные усилия, что бы преодолеть объективные и субъективные трудности, связанные с невозможностью вспомнить, напрягает волю, пускается в поиск путей активизации предыдущих впечатлений, обращается к разным мнемическим действиям.



Припоминание может быть сложной умственной деятельностью, которая включает в себя поэтапное воспроизведение всех обстоятельств и условий, при которых происходит процесс запоминания предмета или явления. От умения припоминать зависит эффективность использования приобретенных знаний, развитие памяти как психического процесса ввобще.

Воспоминание – это локализованное во времени и пространстве воспроизведение образов нашего прошлого. В нем этапы жизни человека соотносятся с общественными событиями, с важными в личной жизни датами.

Все что человек запоминает, со временем постепенно забывается. Забывание – функция времени. Забывание – это угасание временных нервных связей, которые длительное время не подкреплялись. Если приобретенные знания длительное время не используются и не повторяются, то они постепенно забываются. Другой причиной забывания является недостаточная крепость запоминания.

Забывание зависит также от содержания деятельности. Ее организации и условий, при которых она происходит. Причиной ухудшения запоминания может быть негативная индукция, обусловленная содержанием материала. Похожий, сложный материал предыдущего занятия усложняет создание новых временных нервных связей, снижает эффективность запоминания

Негативное влияние ранее запомненного материала на овладение новыми данными, называется проактивной (действующей наперед) интерференцией. Негативное влияние следующей деятельности на связи, созданные в предыдущей деятельности, может быть названо ретроактивной (действующей обратно) интеференцией.

Временной причиной трудностей воспроизведения может быть сильный импульс, желание вспомнить, которое и индуцирует торможение.

Забывание – процесс постепенный, проявляется в ослаблении и нарушении образованных условных связей. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают и забываются.

Быстрее забывается информация, которай принадлежит второстепенная роль в содержании. Долго удерживается информация, которая несет смысловую нагрузку. Высокие темпы забывания имеют место сразу после заучивания материала.

Воображение как творческая деятельность.

Воображение — это процесс создания человеком из материала предыдущего опыта образов объектов, которых он никогда не вос­принимал.

К созданию новых образов человека понуждают разнообраз­ные потребности, которые постоянно порождают деятельность, развитие знаний, усложнение условий жизни, необходимость прогнозировать будущее.

Создание образов воображения всегда связано с определен­ным отрывом от реальности, выходом за ее пределы. Это зна­чительно расширяет познавательные возможности человека, обеспечивая способность предвидения и творения нового мира как среды своего бытия.

Деятельность воображения тесно связана с мышлением.

Ориентируя человека в процессе деятельности, воображение создает психическую модель конечного и промежуточных ре­зультатов работы и этим обеспечивает воплощение идеального образа в материальный или идеальный продукт.

Выбор способа действий, комбинация его элементов в об­разах воображения осуществляются путем логичных построе­ний при помощи мыслительных действий, благодаря чему со­храняется связь продуктов человеческой фантазии с реальнос­тью, их действенный характер. Специфичность опережающего отражения реальности в процессе воображения проявляется в конкретно-образной форме в виде ярких представлений.

В мышлении эта функция осуществляется путем оперирова­ния понятиями, вследствие чего в образах воображения обес­печивается опосредованное и обобщенное отражение действи­тельности, что и делает их реалистическими, жизненными.

Ценность воображения состоит в том, что оно помогает че­ловеку ориентироваться в проблемных ситуациях, принимать правильные решения, предусматривать результат своих дейст­вий в условиях, когда знаний недостаточно для непосредствен­ной реализации познавательной потребности. Благодаря вооб­ражению становится возможным эффективное поведение и де­ятельность человека в условиях неполной информации.


6365402104614635.html
6365452661426967.html
    PR.RU™